Характер в клинической психологии – это совокупность индивидуальных, сложившихся в процессе социализации и ставших устойчивыми стереотипов поведения, штампов эмоциональных реакций, стиля мышления, зафиксированная в привычках и манерах система взаимоотношений с окружающими (Менделевич В.Д.).

Если темперамент называется биологической составляющей индивидуальности, то характер – психологической составляющей.

Гармоничные черты характера – основной оценки гармоничности или негармоничности характера является отсутствие у человека конфликтов как внешних, т.е. с участниками коммуникации, так и внутренних с соответствием и следованием нравственным требованиям.

Гармоничный характер определяется:

 

  • Адаптивностью
  • Самоактуализацией

 

В человеческой среде продолжает действовать основной биологический закон: выживает сильнейший. Но и как во всей окружающей среде, сильнейшим является тот, кто быстрее адаптируется к меняющимся условиям. Однако, способность приспосабливаться к новым условиям и на любом уровне может обернуться дисгармонией характера в виде конфоризма. Поэтому и адаптивность состоит из трех групп: 1) реализм в восприятии окружающей действительности (перцептивная составляющая), 2) желание человека адаптироваться к окружающей обстановке (мотивационная составляющая) и 3) способность адаптироваться «принимать» окружающих такими, какие они есть (регулятивная составляющая).

Так, например, приветливость – сочетание радушия, ласковости, учтивости, любезности; это способ демонстрирования принятия человека человеком, отраженный в манерах и привычках. Внешние проявления приветливости направлены на избегание потенциальных или устранение имеющихся реальных конфликтных взаимоотношений между людьми. Внутренне человек может не испытывать симпатии к участнику коммуникации, но не демонстрировать ее. Приветливость – это форма вежливости, хороших и гармоничных манер, улучшающих процесс общения, а не обостряющих его. Но, приветливость будет считаться гармоничной чертой характера лишь в случаях, если будет использоваться «к месту». Для того, чтобы оценить ее как гармоничную, нужно проанализировать ситуацию, в которой она проявляется. Важно соответствие привычной реакции (например, приветливости) раздражителю или событию. Если собеседник ведет себя нахально, оскорбляет человека или даже ему угрожает, то приветливость нельзя назвать гармоничным ответом на хамство. Значимым является перцептивная составляющая, позволяющая реально оценивать в каких случаях и при каких обстоятельствах следует использовать данное свойство характера. Реализм же, как правило, базируется на феномене «здравого смысла».

«Здравый смысл» — это познавательный процесс, с адекватным (истинным) восприятием и пониманием смысла поступков окружающих. Мотивационный параметр адаптивности – отражает желание человека приспосабливаться к окружающим, иметь с ними гармоничные (бесконфликтные или эффективные) отношения. Здесь имеют значение жизненные ценности.

Самоактуализации отвечает за «принятие себя».

Принятие себя начинается с реальной самооценки и формирования самоуважения, с наличием гибкости. Кроме этого, существует понятие зрелости.

Зрелость (в психологически) – это способность приспосабливаться к среде по законам житейского разума (Б.В.Зейгарник), это сочетание достаточно высоких идеальных устремлений с готовностью выполнять скромные, земные задачи ради этих высоких устремлений.