Александрова Ольга

Врач детский психоневролог

 

Подростковый возраст — это переход от детства к взрослости. Процесс акселерации нарушил привычные возрастные границы подросткового возраста. Медицинская, психологическая, педагогическая, юридическая, социологическая литература определяет разные границы подросткового возраста: 10-14 лет, 14-18 лет, 12-20 лет и т.д
Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении. Трудности этого возраста в большой мере связаны с половым созреванием как причиной различных психофизиологических и психических отклонений.
В ходе бурного роста и физиологической перестройки организма у подростков может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, сниженная самооценка.

В качестве общих особенностей этого возраста отмечаются:

изменчивость настроений,

эмоциональная неустойчивость,

неожиданные переходы от веселья к унынию и пессимизму,

придирчивое отношение к родным сочетается с острым недовольством собой.
Основным состоянием в подростковом возрасте становится формирование у подростка своеобразного чувства взрослости, как субъективного переживания отношения к самому себе как к взрослому. Физическое возмужание дает подростку ощущение взрослости, но социальный статус его в школе и семье не меняется. И тогда начинается борьба за признание своих прав, самостоятельности, что непременно приводит к конфликту между взрослыми и подростками.
В результате возникает кризис подросткового возраста!

 

Суть подросткового кризиса составляет свойственные этому возрасту подростковые поведенческие реакции. К ним относятся:

-реакция эмансипации,

-реакция группирования со сверстниками,

-реакция увлечения (хобби),

-реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением.

Главная черта, появляющаяся в психологии подростка по сравнению с ребенком младшего школьного возраста — это потребность осознать себя как личность. У него возникает интерес к себе, к качествам собственной личности, потребность сопоставления себя с другими людьми. Таким образом, поведение подростка регулируется его самооценкой, а самооценка формируется в ходе общения с окружающими людьми, а, прежде всего, со сверстниками.    Как правило, общественная оценка классного коллектива значит для подростка больше, чем мнение учителей или родителей, и он обычно очень чутко реагирует на воздействие коллектива товарищей. А  значит, предъявление требований через коллектив – один из путей формирования личности подростка!

В этом возрасте создаются неплохие условия для формирования организаторских способностей, деловитости, предприимчивости и других полезных личностных качеств, связанных с взаимоотношениями людей, в том числе умения налаживать деловые контакты, договориться о совместных делах, распределять между собой обязанности и т.д.

 

Таким образом в воспитании подростка необходим личностный подход- не просто учет индивидуальных особенностей учащихся, отличающих их друг от друга. Это прежде всего последовательное всегда и во всем отношение к подростку как к личности. Юность- это период завершения формирования личности. Но нельзя забывать, что старшеклассники уже являются личностями, часто весьма яркими и своеобразными.

 

 

Реакция эмансипации. Эта реакция представляет собой тип поведения, посредством которого подросток старается высвободиться из-под опеки взрослых, их контроля, покровительства. Потребность высвободиться связана с борьбой за самостоятельность, за утверждение себя как личности. Реакция может проявляться в отказе от выполнения общепринятых норм, правил поведения, обесценивании нравственных и духовных идеалов старшего поколения. Мелочная опека, чрезмерный контроль за поведением, наказание путем лишения минимальной свободы и самостоятельности обостряют подростковый конфликт и провоцируют подростков на крайние меры: прогулы, уходы из школы и из дома, бродяжничество.
Реакция группирования со сверстниками. Подросткам свойственно инстинктивное тяготение к сплочению, к группированию со сверстниками, где вырабатываются и апробируются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине, умение завоевывать авторитет и занять желаемый статус. Он дорожит мнением сверстников, предпочитая их общество, а не общество взрослых, критику которых он отвергает.
Реакция увлечения. Для подросткового возраста увлечения (хобби) составляет весьма характерную особенность. Благодаря увлечениям формируются склонности, интересы, индивидуальные способности подростков.

 

Патохарактерологические реакции у детей и подростков отнесены к реактивным состояниям, которые преимущественно проявляются нарушениями поведения, ведут к социально-психологической дезадаптации и могут сопровождаться невротическими соматовегетативными расстройствами.

Характеристика пограничных расстройств у подростков:

1)нарушение поведения, плохая концентрация, апатия, что может привести к антисоциальному и криминальному поведению, употреблению наркотиков, самоувечью, агрессивное поведение, избегающее поведение,                                     2)резкая смена настроения, частная паника и сомнения как основные черты, очевидная ложь в «сложных» для подростка ситуациях,                                                3)серьезные социальные нарушения отношений с детскими ожиданиями и потребностями,                                                                                                     4)преходящие депрессивные или психотические моменты.

 

Исход. В среднем, по миновании подросткового возраста, в 80% случаев наступает удовлетворительная социальная адаптация. Лишь в 20% случаев за этими реакциями следует психопатическое развитие или формирование хронического алкоголизма, реже- стойких сексуальных перверзий. Для того , чтобы патохарактерологические реакции перешли в психопатические развития, необходимо определенное соответствие неблагоприятных влияний среды, притом длительных и систематических.