(Я.Л.Морено)

Морено описал поведение человека через проявление спонтанности. С исчезновением спонтанности личность погибает. Сруктура личности, по мнению Морено, состоит из множества ролей: идем в магазин – у нас роль «Я покупатель», общаемся с родителями – роль «Я ребенок», на работе «Я профессионал», во время болезни «Я больной» и прочее. Развитие большинства ролей происходит в детском возрасте.

Развитие личности Морено рассматривал в двух аспектах: как социоэмоциональное (формирование способности к межчеловеческим отношениям) и ролевое развитие (приобретение опыта благодаря ролевому обучению).

Его теория личности представлена несколькими стадиями ролевого развития человека:

Эмбриональная стадия. На этом уровне человек вступает во взаимоотношение с окружающим миром, т. е. у него появляется поведение. Ребенок и мать образуют функциональное органическое единство или органическая плацента, которая после рождения становится социальной плацентой, уровень этого взаимодействия обеспечивает уровень доверия к бытию вообще. Важнейшим фактором нормального развития в это время является спонтанность (S-фактор). Нормальные (спонтанные) роды – это бестравматический переход от внутриутробных к вне-утробным условиям существования.

Постепенно формируется первая психическая вселенная или матрица вселенской идентичности. На этой стадии ребенок еще не дифференцирует объекты и живые существа. Ребенок начинает различать и узнавать окружающих людей и предметы, однако он делает это только в тот момент, когда они реально присутствуют. Представления о вещах отсутствуют и не дифференцируются от самих предметов.

Вторая психическая вселенная. Единое восприятие мира ребенком разделяется на восприятие реальности и на фантазию, что является предпосылкой возникновения дискурсивного мышления. Благодаря абстрактному мышлению постепенно изменяется восприятие мира, происходит дифференциация речи и формирование понятий. На этой стадии ребенок знакомится с ролями еще до того, как он способен действовать. Он должен научиться жить и в реальности, и в представлении, не отдавая предпочтения ни одному миру в ущерб другому. Если человек остается на уровне восприятия реальности, это грозит ему слабоумием (в общей психологии предметно-конкретное мышление у взрослых является недостаточность работы головного мозга). А застревание на фантазиях и воображении может стать причиной невротической или психической отгороженности от реальности из-за возникающих ирреальных страхов и желаний.

Третья психическая вселенная – на этом уровне переживается тождество с трансперсональным бытием. Оно совершается не только в психических или социальных ролях, а и благодаря трансценденции к новой ролевой категории интегративного переживания.

В результате такого развития человек приобретает все ролевые категории: соматические, психические, социальные и трансцендентные. Пропуски той или иной фазы развития могут привести к личностной патологии. Застревание или возврат к более низким уровням развития формирует невроз или психоз.

Работа со спонтанностью способно привести в гармонию уровни личности и избавление от неврозов.