Девиантное или отклоняющееся поведение человека можно обозначить как систему поступков или отдельные поступки, противоречащих принятым в обществе нормам и проявляющихся в виде несбалансированности, нарушении процесса самоактуализации или в виде уклонения от нравственного и эстетического контроля за собственным поведением.

Для оценки девиантного (отклоняющегося) поведения необходимо четко определять норму общества. Нормой считается проявление группового сознания в виде разделяемых группой представлений и наиболее частых суждений членов группы о требованиях к поведению с учетом их социальных ролей, создающих оптимальные условия бытия, с которыми эти нормы взаимодействуют и, отражая, формируют его. Общественные нормы делят на группы:

  • Правовые нормы
  • Нравственные нормы
  • Эстетические нормы

Вследстве чего и девиантное поведение разделяется на пять типов:

 

Типы девиантного поведения

  ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

  • Делинквентное
  • Аддиктивное
  • Патохарактерологическое
  • Психопатолгическое
  • На базе гиперспособностей

Разновидностью преступного (криминального) поведения человека является делинквентное поведение – отклоняющееся поведение в крайних своих проявлениях представляющее уголовно наказуемое деяние. Отличия делинквентного от криминального поведения кореняется в тяжести правонарушений, выраженности антиобщественного их характера. Правонарушения делятся на преступления и проступки. Суть проступка заключается не только в том, что он не представляет существенной общественной опасности, но и в том, что отличается от преступления мотивами совершения противоправного действия.

Аддиктивное (зависимое) поведение – это стремление к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния приемом некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности, что направлено на развитие и поддержание интенсивных эмоций.

Для людей с аддиктивными формами поведения характерны:

  1. Сниженная переносимость трудностей повседневной жизни, наряду с хорошей переносимостью кризисных ситуаций.
  2. Скрытый комплекс неполноценности, сочетающийся с внешне проявляемым превосходством.
  3. Внешняя социабельность, сочетающаяся со страхом перед стойкими эмоциональными контактами.
  4. Стремление говорить неправду.
  5. Стремление обвинять других, зная, что они невиновны.
  6. Стремление уходить от ответственности в принятии решений.
  7. Стереотипность, повторяемость поведения.
  8. Зависимость.
  9. Тревожность.

 

Для аддиктивной личности характерна «жажда острых ощущений» с побуждением к риску, обусловленным опытом преодоления опасности.

Психотерапевт Э.Берн представил  шесть видов голода:

  1. Голод по сенсорной стимуляции
  2. Голод по признанию
  3. Голод по контакту и физическому поглаживанию
  4. Сексуальный голод
  5. Структурный голод , или голод по структированию времени
  6. Голод по инцидентам

 

В рамках аддиктивного (зависимого) поведения каждый из перечисленных видов голода обостряется. Человек не может удовлетворить какой либо тип голода в реальной жизни и стремится снять дискомфорт и неудовлетворение стимуляцией тех или иных видов деятельности. Он пытается достичь повышенного уровня сенсорной стимуляции (отдает приоритет интенсивным воздействиям, громкому звуку, резким запахам, ярким изображениям), признания неординарностью поступков (в том числе, сексуальных), заполненности времени событиями.

Это ведет к тому, что основой аддиктивного поведения является стремление к уходу от реальности, страх перед обыденной, наполненной обязательствами и регламентациями «скучной» жизнью, склонность к поиску запредельных эмоциональных переживаний даже ценой серьезного риска и неспособность быть ответственным за что-либо.

N.Peseschkian описал 4 вида «бегства» от реальности:

«бегство в тело»,

«бегство в работу»,

«бегство в контакты или одиночество»

«бегство в фантазии».

Бегство в тело» нацелено лишь на собственное физическое или психическое усовершенствование и проявляется в виде гиперкомпенсаторного увлечения оздоровительными мероприятиями (паранойя здоровья), сексуальными взаимодействиями (поиск и ловля оргазма), собственной внешностью, качеством отдыха и способами расслаблениями.

«Бегство в работу» или трудоголизм характеризу етсяфиксацией в служебных делах, которым уделяется большая часть времени.

«Бегства в контакты или одиночество» свойственно для тех, кому общение становится либо единственно желанным способом удовлетворения потребностей, замещая все иные, либо количество контактов сводится до минимума. С

«Бегство в фантазии» — склонность к размышлениям, прожектам при отсутствии желания что-либо воплотить в жизнь, совершить какое-нибудь действие, проявить какую-нибудь реальную активность называется. Характерны псевдо-философские искания, религиозный фанатизм, жизнь в мире иллюзий и фантазий.

Патохарактерологический типом девиантного поведения появляется в результате патологического изменения характера, сформировавшегося в процессе воспитания. К ним относятся расстройства личности или психопатии и акцентуации характера. Дисгармоничность черт характера приводит к изменениям всей структуры психической деятельности человека.

Психопатологический тип девиантного поведения основывается на психопатологических симптомах и синдромах, являющихся проявлениями тех или иных психических заболеваний.

Разновидностью патохарактерологического, психопатологического и аддиктивного типов девиантного поведения является саморазрушающее (аутодеструктивное) поведение. Многие в эту категорию относят людей со склонностью чрезмерно делать пирсинг как способ наносить самоповреждения.

Гиперспособности человека или способности значительно существенно превышающие среднестатистические способности также провоцируют отклонение поведения. Сначала говорят о проявлениях одаренности, таланта, гениальности в какой-либо одной из деятельностей человека, а последующее охранительное поведение окружающих ведет к девиациям в обыденной жизни. Такой человек оказывается часто неприспособленным к «бытовой, приземленной» жизни. Он неспособен правильно понимать и оценивать поступки и поведение других людей, оказывается наивным, зависимым и неподготовленным к трудностям повседневной жизни. В этом случае происходит игнорирование реальности. Человек существует в реальности (здесь и теперь) и одновременно как бы живет в собственной реальности, не размышляя о необходимости «объективной реальности», в которой действуют другие окружающие люди. Он расценивает обычный мир как что-то малозначимое, несущественное и поэтому не принимает никакого участия во взаимодействии с ним, не вырабатывает стиля эмоционального отношения к поступкам и поведению окружающих, принимает любое происходящее событие отрешенно. Вынужденные контакты воспринимаются человеком с гиперспособностями как необязательные, временные и не воспринимаются как значимые для его личностного развития.