Формирование характера происходит на базе темперамента (биологическая составлющая) под влиянием определенных форм воспитания (целенаправленного или нецеленаправленного – стихийного). Воспитание включает как воспитание через указание, так и через пример. Нередко родители не могут четко сформулировать цели воспитания или эти цели изменяются в зависимости от обстоятельств, поэтому можно говорить, что целями воспитательного процесса на уровне черт характера будет являться формирование гармоничного характера.

Н.Пезешкиан разделил воспитание в зависимости от постановленных воспитателем задач на три вида: воспитание для общества, воспитание для воспитателя, воспитание для воспитуемого. Т.е., любое воспитание должно иметь какую-то цель.

 

 

ВОСПИТАНИЕ
Для общества Для воспитателя Для воспитуемого

 

При «воспитании для общества» происходит формирование социально значимых черт, становление обязательных или требуемых от членов общества качеств (например, законопослушания). «Воспитание для воспитателя» образуется из особенностей педагогического процесса, чтобы максимально облегчить воспитание (например, послушание). «Воспитание для воспитуемого» ставит задачу выработки таких качеств характера, которые способны гармонизировать самого человека, стать выгодным ему.

Два первых типа воспитания ориентированы на внешние аспекты и не могут быть признаны полностью адекватными, целесообразными и эффективными. Они нацелены на созданию возможностей для более полноценной адаптации к микро- и микросоциуму. Гармоничность же характера человека, как указано выше, включает еще и самоактуализацию, которая при «воспитании для общества» и «воспитании для воспитателя» полностью игнорируется. Вследствие этого, два первых вида воспитания можно условно назвать дрессурой, поскольку выработка черт характера строится по принципу внешней целесообразности. К тому же, она нередко исходит из принципа выгоды.

В.Я.Гиндикин и В.А.Гурьева предложили типы неправильного воспитания, которые ведут к формированию тех или иных патохарактерологических развитий личности:

  1. «Кумир семьи». Воспитание включает в себя восхваление ребенка, культивирования в нем чувства исключительности, освобождения его от всех тягот, склонность к выполнению любой его прихоти, снятие ответственности за поступки.
  2. Гиперопека. Воспитание включает чрезмерное внимание и контроль со стороны взрослых, навязывание своего мнения по любому вопросу, диктованию каждого шага, ограждение от опасностей, культирование осторожности.
  3. Гипоопека. Воспитание включает недостаточное внимание со стороны родителей, игнорирование целенаправленного воспитания. В крайнем выражении представлено воспитанием по следующему типу.
  4. Безнадзорность. Высокая степень гипоопеки.
  5. «Золушка». Воспитание включает лишение ребенка ласки и внимания со стороны старших. Постоянное третирование ребенка, унижение, противопоставление другим детям, лишение удовольствий.
  6. «Ежовые рукавицы». Воспитание включает систематическое избиение ребенка, диктаторское отношение к нему, отсутствие тепла, сочувствия и поощрения.

Также, американские психиатры выделили воспитание с использованием «парадоксальной коммуникации», или «двойного принуждения», который отмечается у так называемых «шизофреногенных матерей». Здесь происходит сочетание непоследовательности предъявления требований к ребенку с отсутствием эмоционального контакта с ним. Ребенок в ситуации «двойного принуждения» не может выработать поощряемого взрослым стиля поведения. Он не понимает, какой поступок считать правильным, а какой неправильным. Например, мама, предлагает ребенку две игрушки (зеленый шарик и оранжевый шарик), спрашивает о том, какая из них нравится ребенку больше. Получив с благодарностью эмоционально подкрепленный ответ, что – зеленый, она с обидой говорит: «Значит оранжевый тебе не понравился?». Это и есть парадоксальная коммуникация. Любой ответ ребенка вызывает негативную реакцию матери и приводит его в замешательство, не способствую формированию гармоничного характера.