Психология семейных отношений изучает особенности формирования семьи, мотивы выбора супругов и в целом социальную сущность семьи и влияние семейных отношений на общество и гармонию отдельного человека. Психологические отношения в семье рассматриваются как факторы влияния на соматическое и психическое здоровье ее членов, а также их личностный рост.

Семейные отношения состоят из нескольких сфер, которые связаны с удовлетворением потребностей ее членов – функций семьи:

— воспитательная,

— хозяйственно-бытовая,

— эмоциональная,

— духовного общения,

— первичного социального контроля,

сексуально-эротическая.

Каждая из вышеуказанный функций имеет две стороны: гармонизирующую и адаптирующую члена семьи к обществу, а с другой стороны дисгармонизирующую и дезадаптирующую его. Как сказал кто-то из великих: «Дом – это место, где зализывают раны».

 

Отношение к собственному здоровью так же закладывается семьей, формируя либо саногенное мышление (направленное на поддержание здорового образа жизни), либо патогенного (болезнетворного) мышления.

Саногенное мышление – это мышление, которое уменьшает внутренний конфликт, напряженность, позволяет человека контролировать эмоции, потребности и желания и, соответственно, предотвращает заболевания.

Патогенное мышление действует, исходя из противоположных принципов – привычных автоматизмов и традиций. Естественно, что человек способен предотвратить развитие отнюдь не всех заболеваний, а лишь тех, которые формируются психогенным путем. К ним относятся невротические и психосоматические расстройства и заболевания.

Часто патогенное мышление формируется в семье, способствующей психической травматизации. И тогда происходит психическая травматизация в результате не только прямых конфликтов с одним из членов, но и самой психотравмирующей средой, косвенным воздействием традиций внутрисемейных отношений на личность человека. Существует классификация неблагополучных семей:

  • Конфликтные
  • Кризисные
  • Проблемные

 

При конфликтном типе происходит постоянное столкновение в сферах, где интересы, потребности, намерения и желания членов семьи, формируя особо сильные и продолжительные отрицательные эмоции.

Кризисные семьи – это семьи с противостоянием интересов и потребностей супругов с особо резким характером, которые постепенно захватывают важные сферы жизнедеятельности семьи.

К проблемным супружеским союзам относят семьи с особо трудными жизненными ситуациями, способные нанести ощутимый удар по стабильности брака (отсутствия жилья и средств, тяжелая и продолжительная болезнь одного из супругов, осуждение на длительный срок и т.п.).

Значима субъективная оценка супругами степени благополучия в их семье, а не формальные признаки конфликтности.

Э.Г.Эйдемиллер и В.В.Юстицкий описали семьи, которые участвуютт в формировании непосильного психического напряжения ее члена несколькими способами:

  1. Создавая для индивида ситуации постоянного психологического давления, трудного или даже безвыходного положения. Примером может служить ситуация жены алкоголика, которую он держит в постоянном страхе, забирает деньги, и которая в силу своего беззащитного характера не в состоянии противостоять ему. Подобный способ может быть назван «обручением беспомощности».
  2. Создавая препятствия для проявления членами семьи определенных, чрезвычайно важных для них чувств, удовлетворения важных потребностей. Это, во-первых, могут быть чувства, несовместимые с ролевыми представлениями члена семьи. Так, невестке может стоить огромных усилий скрывать свою антипатию по отношению к свекрови, чувство протеста в связи с ее стремлением вмешиваться во взаимоотношения с мужем. Во-вторых, чем неблагополучнее взаимоотношения в семье, тем значительней усилия, которые приходится прилагать, чтобы сдерживать чувства фрустрации, раздражения, агрессии. В-третьих, эти чувства, потребности, которые семья должна удовлетворять, однако, в силу тех или иных обстоятельств этого не делает. Последнее затрагивает удовлетворение сексуально-эротических потребностей.
  3. Создавая или поддерживая внутренний конфликт у индивида.

 

Проблемное взаимодействие членов семьи хорошо описал E.Bern с помощью трансактного анализа и назвал эти взаимодействия «играми»: «скандал» или «игру в ревность» с целью избежать сексуального контакта и наказания таким способом супруга за какие-либо провинности; «фригидная женщина» и «фригидный мужчина» с целью провоцирования супруга на скандал и некоторые другие. Его труды «Игры, в которые играют люди» и «Люди, которые играют в игры» наглядно описывают множество «игр» проблемных (патологических) семей.

Способ реагирования на психические травмы и стрессоустойчивость идут из семьи, т.е. семья может успешно создать фрустрационную толерантность члена семьи или сделать из него «потенциального невротика». Под потенциальным невротиком понимается индивид, в силу склада психической деятельности в большей степени, чем другие склонны к невротическому типу реагирования.

 

Стрессовая готовность не должна пониматься как повышенная напряженность. Человек, способный избегать невротических расстройств, умеет разумно проигрывать в голове многие варианты своей будущей жизни, решить для себя, что имеет принципиальное значение и потребует действительной борьбы (например, любовь к детям или служебное положение), а также подумать, при каких обстоятельствах он будет отступать и капитулировать, естественно, подготовив для этого отходные пути.

Все советы по предупреждению невротических расстройств, казалось бы противоречат с романтической, эмоциональной натурой человека. По большому счету для искоренения черт невротичности предлагается жить по принципу: «Надейся на лучшее, но готовься к худшему», хотя это положение часто находит возмущение у родителей, воспитывающих своих детей.

Как говорят ученые в области психологии: воспитание антиципационной состоятельности требует прогнозировать отрицательный и неблагоприятный исход важнейших жизненных событий в противовес традиции исключать их прогнозирования.

Считается, что подобная рассудочность превращает жизнь в схему, когда человек не должен расстраиваться и плакать, делается безразличным к другим, как бы становясь до крайности прагматичным. Но жизненный опыт показывает, что трезвый расчет не мешает человеку как горевать и печалиться, так и радоваться.

Симптомы невроза особенно характерны для женщин с неблагополучно складывающейся семейной жизнью. Для многих из них угроза развода становится фактором, провоцирующим заболевание.

Считается, что семья выступает в качестве фактора сенсибилизации ее члена к психической травме четырьмя путями:

1) через формирование неспособности противостоять психической травме из-за изнеживающего воспитания;

2) через воздействие на психическую сопротивляемость;

3) через формирование представлений индивида о патогенности ситуации

4) через представление о вероятности возникновения патогенной ситуации.

 

N.Peseschkian описал семейные традиции поведения, вызвающие у одного из членов семьи психическую или соматическую патологию и проблемы со здоровьем. Эти модели поведения появляются в результате «недопонимания» и делятся на четыре группы:

  • Родительские (между родителями и детьми)
  • Партнерские
  • Концептуальные (мировоззренческие, философские)
  • Терапевтические (врач-больной)

 

К «недопониманиям» относят:

1) несоответствие целей и содержания воспитания;

2) неспособность различать идентичность кризисов и личностное развитие;

3) понимать уникальность и тождественность;

4) справедливость и любовь;

5) идентификацию и проекцию;

6) мужчину и женщину;

7) секс, сексуальность и любовь;

8) карикатуры любви;

9) здравый смысл и предубеждения;

10) интеграцию и потерю общности;

11) относительность ценностей;

12) обобщение дифференциацию;

13) бессознательное и сознательное;

14) веру, религию и церковь;

15) условность и безусловность судьбы;

16) смерть и отношение к смерти.

 

К недопониманиям, вызывающим психологические отклонения и психические симптомы у родителей, относится недопонимание целей и сути воспитания детей.

У многих матерей развиваются клинические симптомы невротических расстройств в связи с несоответствием действий их ребенка идеальному поведению. Одних раздражает упрямство собственных детей, других – медлительность, третьих – наивность и доверчивость, четвертых – наоборот, недоверчивость и скрытность, пятых – неорганизованность, шестых – напротив, излишняя организованность, дотошность, «почемучкание» и т.д.

Недопонимание целей и сути воспитания основано на неспособности и неумении родителей различать два процесса: обучения и тренинг.

Другим родительским недопониманием считается неспособность различать идентичность кризисов и личностного развития, которое лучше всего представить на основании максимы Вовенарга: «Молодежь меньше страдает от собственных ошибок, чем от нравоучений и мудрости старших». Т.е., переходный возраст возникает не у детей, а у их родителей, т.к. чаще всего родители  не могут смириться с тем, что их дети растут и развиваются.

Кризис воспитания, со стороны родителей, базируется на мысли, что ребенок должен учиться на чужих ошибках и предотвращать собственные неверные действия. В жизни это проявляется желанием родителей научить ребенка не ошибаться, давая ему разнообразные советы, чтобы уберечь чадо от неприятностей. Но для ребенка важно испытать себя, убедиться в правильной сентенции, найти свой собственный путь. Именно это обозначается понятиями «личностный рост и развитие».

Следующее недопонимание «уникальность-тождественность» отражает конфликт между семейными традициями, например, выбор профессии вразрез желаниям родителей. Существуют такие семейные традиции, которые родители вербализуют, как: «Дед и отец были строителями, значит, и ты должен пойти продолжить их дело». Такое противоречие вызывает семейный кризис и может привести к болезни у кого-либо из членов семьи.

Недопонимание «справедливость-любовь» тоже относится к родительским и является попыткой кого-либо из членов семьи обосновать эмоциональность (любовь) теми или иными качествами человека, рационализировать чувства. Обычно родители используют принцип справедливости в беседе с ребенком: «Я тебя не люблю, потому что ты – непослушный (невежливый или неорганизованный)». Как показывает подобный пример, любовь пытаются опосредовать с помощью вторичных, социально значимых способностей.

Недопонимания типа «идентификация-проекция» выявляется при оценке поведения других, по собственной мерке. Мы представляем, как бы мы поступили, а также что хорошо и что плохо с нашей точки зрения. Такое событие как поздний приход супруга домой может одной супругой трактоваться как измена, другой – как непунктуальность, третьей – как увлеченность работой. Оценка одного и того же события будет строиться на идентификации и проекции, представлении о том, что бы это значило, будь я на месте партнера.

К партнерским недопониманием относится и такое, как: «мужчина-женщина» при наличии конфликта ролевого поведения, когда за человеком того или иного пола тянется шлейф типичных представлений о его назначении, формах поведения, стилях жизни. Мы все любим говорить, что: «Все мужчины гуляки, все женщины – сплетницы» и прочее.

Недопонимание «секс-сексуальность-любовь» представляет однобокую оценку такого чувства, как любовь. Она характеризуется лишь с позиции сексуальной привлекательности партнера. Если брачные узы строятся на такой основе, то возможны разочарования и психологические трудности партнеров в связи с возрастными изменениями. Близким к описанному считается недопонимание смысла любви (недопонимание «карикатура любви»), когда выделяют следующие разновидности любви:

— как достижение,

— как любопытство,

— как потребление,

— как релаксация,

— как сексуальное возбуждение,

— как конформность,

— как конкуренция.

 

Концептуальные недопонимания создают благоприятную почву для возникновения невротического конфликта. Базой для них служат предубеждения, суеверия, догмы и традиции. К ним относится недопонимание «здравый смысл-предубеждение», отражающее два принципиально различных подхода к пониманию и объяснению действительности: рациональный и иррациональный.

Сюда относят недопонимание «интеграция и потеря общности», при котором человек склонен оценивать то или иное событие либо пессимистично либо оптимистично, исходя из структуры индивидуально-психологических особенностей личности. Важными концептуальными недопониманиями являются: «относительность ценностей» и «обобщение-дифференциация».

К концептуальным недопониманиям относят также «бессознательное-сознательное», характеризующееся неверной оценкой деятельности окружающих. Однако, наиболее принципиальным считаются недопонимания, обозначаемые «Вера-религия-церковь», «Условность и безусловность судьбы», «Смерть и отношение к смерти». Невротический конфликт может возникнуть в связи с рассуждением о вышеперечисленных принципиальных аспектах жизни и смерти, веры и приверженности религии, понимания фатальности или обусловленности внутренними факторами судьбы.