Гуманистический психоанализ

(Э.Фромм)

Теория личности Фромма возникла из психоаналитической теории. Фромм вводит понятие «социального характера», как связующего звена между психикой индивида и социальной структурой общества. Основная работа Фромма «Человек для себя», где описываются все социальные типы характера:

  1. Рецептивная ориентация (берущая) – источник всех благ лежит вовне; человек зависим и пассивен, доверчив и сентиментален; стремится «быть любимым», а не любить; зависит не только от авторитетов, но и от людей, способных оказать любую поддержку; всегда ищет помощника, и помогает другим, только чтобы добиться их расположения.
  2. Эксплуататорская ориентация (овладевающая) – источник благ вовне, человек стремится добыть их силой или хитростью; он не способен к творчеству и поэтому добивается любви, обладания, идей или эмоций, заимствуя их у других; такой человек агрессивен, надменен, самонадеян, эгоцентричен, уверен в себе, импульсивен.
  3. Стяжательская ориентация (сберегающая) – человек не верит, что может получить что-то из внешнего мира; его безопасность основывается на экономии, а траты воспринимаются как угроза; его скупость распространяется как на вещи и деньги, так и на мысли и чувства; он тяготеет к прошлому, его отпугивает все новое; он маниакально чистоплотен, ригиден, подозрителен, упрям, предусмотрителен, лоялен и сдержан.
  4. Рыночная ориентация (обменивающая) – личность рассматривается как товар, все зависит от того, насколько хорошо человек может подать и продать себя, насколько он способен вступить в состязание с другими для достижения жизненных целей. Самооценка здесь зависит от мнения других людей, поскольку его ценность определяется успехом в рыночной конкуренции.
  5. Плодотворная ориентация – человек воспринимает себя как воплощение своих сил-способностей, которые не скрыты и не отчуждены от него, а свободно реализуются. Силой разума он может понять сущность явлений; силой любви – разрушить стену, отделяющую одного чел. от другого; силой воображения – творить.

В следующей книге «Душа человека», Фромм добавил еще два типа характера: некрофильный, воплощающий направленность на мертвое, и противоположный ему биофильный, воплощающий любовь к жизни.

Кроме того, ключевыми понятиями Фромм считает противоречии между свободой и безопасностью. В поисках безопасности люди могут добровольно жертвовать свободой, это отражено в следующих видах:

  1. Авторитаризм –отказ от независимости своей личности, слить свое «Я» с кем-нибудь или чем-нибудь, чтобы получить силы, недостающие самому индивиду, что проявляется в стремлениях к подчинению и господству, в мазохистских и садистских тенденциях: чувстве неполноценности, стремлении обрести власть над людьми, эксплуатировать их и заставлять страдать.
  2. Разрушительность – попытка преодоления неполноценности, уничтожая или покоряя других, средство избавления от невыносимого чувства бессилия. Целью является – устранение всех объектов, с которыми индивиду приходится себя сравнивать и является реакцией на тревогу, вызываемую любой угрозой жизненым интересам, преодолением скованности и изолированности.
  3. Автоматизирующий конформизм – стремление перестать быть собой. Человек полностью усваивает тип личности, который ему навязали, и становится таким, каким его хотят видеть остальные. Исчезает различие между собственным «Я» и окружающим миром.

Перезвонить мне