Периоды новорожденности, младенчества и раннего детства могут включать в себя такие синдромы психопатологических и психосоматических расстройств, как:
— синдром невропатии,
— синдром раннего детского аутизма,
— гипердинамический синдром,
— синдромы страха.
Переход из дошкольного возраста в младший школьный может сопровождаться кризисом 7 лет со следующими проявлениями:
1) утрата детской непосредственности;
2) манерничанье, капризы, в поведении – нарочитость, нелепость, вертлявость, паясничанье, клоунада, ребенок строит из себя шута;
3) начало дифференциации внутренней и внешней стороны личности ребенка;
4) объектом внутреннего анализа становятся субъективные переживания: «Я радуюсь», «Я огорчаюсь»;
5) формирование аффективного обобщения, логика чувств.
Подростковый возраст — затянувшийся кризис — дети среднего звена школы в возрасте от 10-11 до 14-15 лет.
Все поведенческие изменения и психология подростков обусловлены быстро меняющимся телом, способами реагирования на это — то есть несколько лет длится период интенсивных изменений организма, а подросток должен успевать адаптироваться.
Дети очень податливы психологической коррекции и в большинстве случаев выздоравливают.