В дошкольном возрасте происходит расширение предметного мира и появляется необходимость действия в мире реальных вещей в силу формирования самосознания.
Игра для дошкольников является ведущей деятельностью и отличается: воображаемой игровой ситуацией; выделением знаний и смыслов, что лежит в основе формирования образно-схематического мышления; развитием активного запоминания; обобщенным характером игры; наличием ролей (такие игры, в которых разыгрываются обобщенные социальные функции как всадник, доктор, солдат и т.д.).
С помощью игры ребенок учится выполнять определенную социальную роль. Через игровые роли дети примеряют на себя и социальные функции, сравнивают свои возможности с возможностями других детей, чтобы лучше осознать себя, что способствует формированию истинного самосознания.
Ребенок растет и ролевые игры перерастают в игры с правилами, которые способствуют развитию у ребенка навыков достижения определенных социально значимых целей. Это важно для формирования самооценки и уровня притязаний. Кроме того, игры с правилами учат ограничивать свои желания, подчиняться запретам, руководить в соответствии с определенными требованиями, нормами и запретами. В игре происходит становление нравственных основ, формируются мотивы поведения и воли ребенка.
Сложные игры с правилами формируют психические процессы: обогащаются восприятие, активная память и внимание, способствует развитию словесно-логического мышления, освоению смыслов, формированию воображения, развития моторики.
Игра создает «зону ближайшего развития». Л.С. Выготский писал: «Игры в конденсированном виде содержит в себе, как в фокусе увеличительного стекла, все тенденции развития…». Игровая деятельность готовит ребенка к школе, развивает у дошкольников те свойства личности и психические процессы, которые необходимы для успешного обучения в начальных классах. Старший дошкольник должен уметь образно мыслить, уметь выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности (познавательная потребность).
Важным является отношение ребенка к школе, к учебе, к учителям, к самому себе («социальная позиция»). Формирование «социальной позиции» по отношению к школе требует не только осознания как источника знаний, но и ее эмоционального отношения. Ребенку необходимо научиться входить в детское общество, действовать совместно с другими, уступать, подчиняться.
Кроме того, общение со взрослыми занимает отдельное место и носит внеситуативно-личностный характер. Такое общение характеризуется усвоением позиции ученика, что является ценной предпосылкой для обучения в школе.
Переход из дошкольного возраста в младший школьный может сопровождаться кризисом 7 лет со следующими проявлениями:
1) утрата детской непосредственности;
2) манерничанье, капризы, в поведении – нарочитость, нелепость, вертлявость, паясничанье, клоунада, ребенок строит из себя шута;
3) начало дифференциации внутренней и внешней стороны личности ребенка;
4) объектом внутреннего анализа становятся субъективные переживания: «Я радуюсь», «Я огорчаюсь»;
5) формирование аффективного обобщения, логика чувств.
Учебная деятельность направлена на усвоение научных знаний, обогащение и перестройку личности ребенка с повышением уровня знаний, навыков, умений, в умственных операциях и особенностях личности. Этот переход должен быть постепенным путем перевода игровой деятельности в учебную через правильное сочетание реально действующих и понимаемых мотивов.
Развитие личности младшего школьника может нарушаться вследствие двух причин:
1) неправильного понимания иерархии потребностей в результате недостатков воспитания и обучения;
2) недостаточного развития функциональных систем мозга, обеспечивающих учебную деятельность.
Учеба связана с формированием самооценки личности. Оценки рассматриваются не только как способ оценивания знаний, но и как оценка их личности, их возможностей и места среди других. Поэтому у отличников формируется завышенная самооценка, а у плохо успевающих – заниженная. Коррекция самооценки – важный момент, который требует сравнивания ребенка только с самим собой.
Никогда не рекомендуется сравнивать ребенка с другими детьми. В противном случае ребенок вместо усиленного стремления к учебе, подсознательно начнет находить себе компанию на фоне которой будет выглядеть лучше. И чем больше родители будут сравнивать его с другими детьми ( например: вот соседский ребенок читает быстрее, твой брат считает лучше ), тем хуже будет его компания.
Важным является использование поощрения. Хвалите ребенка в присутствии других, а порицайте – только наедине. Причем, и хвалить, и порицать ребенка нужно не глобально (какой ты молодец или лентяй), а отдельных сторон его личности или отдельных операций (ты на уроке математики был невнимателен и решил неправильно этот пример). Именно поэтому, никогда не следует «клеймить» ребенка, делайте акцент на отдельных промахах и качествах в какой-то конкретной ситуации. Не следует говорить «ты — лентяй», «ты — тупица» и прочее.
Учеба активно воздействует и изменяет психические процессы и приводит к развитию высших чувств – чувства товарищества, долга, ответственности, коллективизма; интеллектуальных чувств – любознательности, удивления, сомнения, удовольствия от удачного решения задачи. Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающих энергию для преодоления трудностей.
Типичными для детей дошкольного и младшего возраста психопатологических синдромов можно назвать синдром ухода и бродяжничества, синдромы патологического фантазирования.
Из психосоматических расстройств главенствующую роль играют цефалгии (головные боли) и боли в животе, лихорадки неясного генеза, психогенная рвота, запоры или поносы (диарея) и энкопрез (ночное недержание кала).