На протяжении девяти месяцев эмбрион проходит развитие в плод и готов к взаимодействию с окружающим миром. Рождение ребенка резко изменяет привычную среду обитания, характерную для эмбриона. Сразу после рождения ребенок начинает дышать, сосать, у него работает кишечник – это безусловные рефлексы, контролирующие работу основных систем организмов. Этот набор рефлексов недостаточен для адаптации к окружающему миру, поэтому рядом необходим взрослый, активно взаимодействующий с ребенком. Постепенно с помощью взрослых ребенок приобретает и условные рефлексы.
У животных потомство сразу после рождения начинает ходить и относительно самостоятельно, человеческий новорожденный беспомощен и взрослый является «психологическим центром всякой ситуации». В этот период развития ребенок оказывается особенно чувствительным к речи взрослого и готовности к общению. Чувство удовлетворения ребенок проявляет эмоциональной реакцией – мимикой, жестами, вокализацией. Положительная эмоциональная реакция на человека, чаще мать, возникает раньше, чем на физические объекты, так называемый «комплекс оживления». К концу первого месяца в ответ на ласковое выражение лица взрослого человека у ребенка начинает появляться улыбка. Улыбка считается первым социальным жестом – это психическое новообразование соответствует переходу от периода новорожденности к периоду младенчества.
На третьем месяце жизни младенца «комплекс оживления» оформляется в целостную систему, включающую в себя дополнительно двигательное оживление и вокализацию и становится привычной формой выражения положительных эмоций, выполняя социальную функцию общения.
Сенсорная и эмоциональная психическая депривация (отсутствие чувственного и эмоционального контакта и взаимодействия), особенно в течение первого полугодия, даже при условии полноценного ухода за ребенком может привести к задержке его психического и моторного развития.
Эмоциональное общение увеличивает способности ребенка к эмпатии (сопереживанию), делает его психику более гибкой и пластической, развивает познавательную активность. Примерно к году происходит переход от эмоционального общения к ситуативно-деловому с использованием речи повышает речевую активность ребенка и способствует социальному взаимодействию, овладевает моторикой, познает пространство. К концу периода младенчества ребенок понимает человеческую речь, начинает произносить отдельные слова. Младенец овладевает простейшими предметными действиями. Ведущее значение в психическом развитии ребенка приобретает удовлетворение его новых потребностей – в общении с людьми, в новых впечатлениях.
Младенческий возраст заканчивается кризисом первого года жизни, обусловленным становлением ходьбы и речи. В этот период времени для младенца бывают характерными акты протеста, оппозиции, противопоставление себя другим. В некоторых случаях оппозиция ребенка принимает характер «истерик», аффективно-респираторных судорог, припадков.
Становление ходьбы знаменует собой период раннего детства (1-3 года).
Поведение ребенка характеризуется единством моторных и сенсорных функций и недостаточной дифференцированностью аффектов и восприятия. Ведущая деятельность ребенка этого возраста – предметно-манипулятивная, т.е. он начинает играть с игрушками. Для ребенка нет воображаемой ситуации, нет ролей, он осваивает функции предметов и вещей: мяч он катает, автомобиль толкает, кукла или ходит, или кладется на кровать и .т.д. Появляется понимание, что каждая вещь имеет свое имя, свое назначение. Если для младенца окружающий мир это фон, то словесное восприятие ребенка позволяет структурировать внешний мир. Происходит выделение фигуры из фона.
С помощью игрушек развиваются познавательные процессы, появляется наглядно-действенное мышление, формируются общие понятия. Активно развивается речь: пополняется словарный запас, появляются слова-предложения, они сменяются двухсловными предложениями. К трем годам ребенок овладевает грамматикой, почти всеми падежами и всеми предметными отношениями.
Кроме того, к трем годам формируются тонкие эмоции, ребенок начинает осознавать собственное «Я», выделять себя из окружающего мира и стремится самостоятельности: «Я сам», «Я хочу». Поэтому этот период заканчивается кризисом 3 лет и проявляется: негативизмом, строптивостью, своеволием (обесценивание, принижение ценностей, деспотизм, ревность). Степень выраженности кризиса трех лет зависит от того, насколько взрослые учитывают изменившуюся ситуацию развития. Если они продолжают ограничивать его самостоятельность, ущемляют свободу ребенка, ограничивают его инициативу, то возникает своеобразный бунт – протест, свидетельствующий о необходимости коррекции воспитательных мер со стороны взрослых.
Периоды новорожденности, младенчества и раннего детства могут включать в себя такие синдромы психопатологических и психосоматических расстройств, как:
— синдром невропатии,
— синдром раннего детского аутизма,
— гипердинамический синдром,
— синдромы страха.
Невропатия характеризуется астеническими проявлениями: повышенная раздражительность и возбудимость, капризность, неустойчивость настроения, быстрая истощаемость, выраженная пугливость, нарушение сна и соматовегетативные симптомы (срыгивания, рвоты, запоры, нарушения аппетита, избирательность питания, субфербилитет (легкое повышение температуры тела не выше 38 градусов), вегетативные кризисы и обмороки.
Синдром раннего детского аутизма проявляется выраженной недостаточностью или полным отсутствием потребности в контакте с окружающими, эмоциональной холодностью или безразличием к близким, страхом новизны, любой перемены в окружающей обстановке, болезненной приверженностью к рутинному порядку, однообразному поведению со склонностью к стереотипным движениям, расстройствами речи, иногда до полной «речевой блокады». Первым признаком раннего детского аутизма часто выступает отсутствие свойственного здоровым детям «комплекса оживления», а затем нарушением способности дифференцировать людей и неодушевленные предметы, нежеланием вступать в контакт, безэмоциональностью или паратимиями (неадекватными аффективными реакциями) в сочетании со страхом новизны. В раннем детстве к перечисленным клиническим проявлениям присоединяются однообразные манипуляции с предметами вместо игр, использование нетрадиционных для игровой деятельности предметов. Типичными являются и нарушения психомоторики (движения) в виде угловатости, несоразмерности произвольных движений, неуклюжести, отсутствии содружественных движений, расстройства речи (от отсутствия до преобладания «автономной речи» — разговора с самим собой).
Гипердинамический синдром проявляется, двигательной расторможенностью, неусидчивостью и иными признаками гиперактивности в сочетании с нарушениями внимания (иногда он обозначается синдромом дефицита внимания). Характерными проявлениями данного синдрома являются:
- Часто наблюдаемые беспокойные движения в кистях и стопах (сидя на стуле, ребенок корчится, извивается).
- Невозможность спокойно сидеть на месте, когда от него это требуют.
- Легкая отвлекаемость на посторонние стимулы.
- Нетерпеливость (с трудом дожидается своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе).
- Суетливость (на вопросы часто отвечает не задумываясь, не выслушав их до конца).
- При исполнении предложенных заданий испытывает сложности (не связанные с недостаточным пониманием или негативным поведением).
- С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
- Часто переходит от одного незавершенного действия к другому.
- Не может играть тихо и спокойно.
- Болтливость.
- Назойливость (часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры других детей)).
- Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.
- Рассеянность (часто теряет игрушки, карандаши, книги и т.д.)
- Снижение чувства опасности (часто совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях. При этом не ищет приключений или острых ощущений (например, перебегает улицу, не оглядываясь по сторонам).
Страх как раз появляется в трехлетнем возрасте и может сохраняться до подросткового периода. Синдромы страха являются типичными для детей периода раннего детства. Страхи могут быть дифференцированными и недифференцированными, быть навязчивыми, сверхценными или бредовыми по структуре. Специфичными являются ночные страхи и страх темноты. Важно, чтобы постель и спальня стали местом, где ребенок успокаивается, а не местом, где он «отбывает наказание», иначе постель и спальня будут вызывать отрицательные эмоции.
Психосоматические расстройства раннего возраста могут быть в виде: младенческой колики, аэрофагии (отрыжка), срыгиваний, отсутствия аппетита (анорексия), извращения аппетита (ест несъедобное), жвачки (мерицизм), недостаточной прибавки массы тела или тучности, запоров (констипация), энкопреза (недержание кала).
Младенческая колика, или «колики трехмесячного» проявляется приступами, сопровождающимися физической болью и эмоциональной реакцией на нее в виде громкого крика у ребенка 3-4 месяцев, возникающих как правило, во второй половине дня и длящихся от нескольких минут до нескольких часов.