На сегодняшний день каждая городская поликлиника или больница имеет штат психологов, а то и врача-психотерапевта. Клинический и медицинский психолог, работающий в соматической (непсихиатрической) клинике находятся психические реакции заболевшего человека. Важными являются факторы, способствующие возникновению у конкретного человека типа психического реагирования на собственную болезнь.

Считается, что тип реагирования на соматическое заболевание связан, в первую очередь, с оценкой пациентом его тяжести. При этом можно говорить о существовании феномена «объективной тяжести болезни» и «субъективной тяжести болезни».

 

«Объективная» ? Тип реагирования ? «Субъективная»
тяжесть заболевания на заболевание тяжесть заболевания 

Субъективное отношение к болезни называется «внутренней картиной болезни», концепцией болезни. У заболевшего человека происходит интеллектуальная интерпретация диагноза, сознательная оценка его тяжести и прогноза, все это ведет к эмоциональной и поведенческой реакции. Современный человек достаточно «продвинут», поэтому весь объем о недуге он часто черпает из интернет-источников. И к врачу приходит со своими выводами, методами лечения, которые и пытается навязать. Объективная тяжесть болезни – информация о летальности после подобного расстройства, вероятности инвалидизации и хронификации болезненного процесса является одним из факторов для формирования внутренней картины болезни. Однако, как правило, пациент редко полностью доверяет медицинским данным. Он склонен анализировать ситуацию сквозь призму субъективной тяжести болезни, основываясь на ведомых только ему или его субкультуральной группе (семье, микроколлективу) отношениях к заболеванию.

Выделяется несколько установок в отношении причины заболеваний:

  • Болезнь как кара
  • Болезнь как испытание
  • Болезнь как назидание другим
  • Болезнь как расплата за грехи предков

Эти причины показывают связь между поведением человека, его нравственностью и возникновением у него недуга. При этом подчеркивается пассивная роль индивида. Он не способен противостоять болезни за исключением возможности кардинально изменить свое поведение и искупить вину и замолить грехи.

Другой группой мировоззренческих установок является представление о болезнях как вызванных наследственными или средовыми причинами:

  • Болезнь как неизбежность
  • Болезнь как стечение обстоятельств
  • Болезнь как собственная ошибка

Третья мировоззренческая платформа оценки механизмов происхождения заболеваний базируется на мистическом подходе к процессам этиопатогенеза:

  • Болезнь вследствие зависти
  • Болезнь вследствие ревности

Сюда же можно добавить сглаз и порчу.