Недаром в последние годы на первом курсе медицинских учебных заведений ввели цикл по коммуникативным навыкам врача, медицинской сестры. Именно коммуникативные способности врача способны вызвать доверие у пациента и, даже, излечить больного. Еще Авицена говорил, что «у врача есть три инструмента для исцеления: слово, травы и нож». И на первом месте находится «слово». Также значимы коммуникативные способности и самого пациента, который должен рассказать о своих ощущениях и переживаниях. Т.е. некомпетентность в общении хотя бы с одной стороны способна нарушить диагностический и лечебный процесс и не привести к желаемым результатам. Неумение пациента наладить контакт с врачом столь же опасно, сколь нежелание врача установить эффективный контакт с любым пациентом.

Между медработникоми врачом выделяют следующие виды общения:

  1. «Контакт масок» – формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, учтивости, скромности, участливости и др.) – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. В рамках диагностического и лечебного взаимодействия он проявляется в случаях малой заинтересованности врача или пациента в результатах взаимодействия. Это может происходить, к примеру, при проведении обязательного профилактического осмотра, в котором пациент чувствует себя несамостоятельным, а врач – не имеющим необходимых данных для проведения объективного и всестороннего обследования и вынесения обоснованного заключения.
  2. Примитивное общение, когда оценивают другого человека, как нужный или мешающий объект, если нужен- то активно вступают в контакт, если мешает – отталкивают. Подобный вид общения может встречаться в рамках манипулятивного общения врача и пациента в случаях, когда целью обращения к врачу становится получение каких-либо дивидендов (больничного листа, справки, формального экспертного заключения и пр.).с другой стороны, формирование примитивного вида общения может происходить по желанию врача – в случаях, когда пациент оказывается человеком, от которого может зависеть благополучие врача (к примеру, руководитель). Интерес к участнику контакта в подобных случаях пропадает сразу вслед за получением желаемого результата.
  3. Формально-ролевое общение, когда регламентированными оказываются и содержание, и средства общения, и вместо знания личности собеседника врача может быть обусловлен профессиональной перегрузкой (к примеру, у участкового врача на приеме).
  4. Деловое общение – это общение, учитывающее особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника при нацеленности на интересы дела, а не на возможные личностные расхождения. При общении врача с пациентом такой вид взаимодействия становится неравным. Врач рассматривает проблемы больного с позиции собственных знаний и склонен директивно принимать решения без согласования с другим участником общения и заинтересованным лицом.
  5. Духовное межличностное общение редко встречается в системе врач-больной. Оно подразумевает возможность затронуть в беседе любую тему, поделиться любой интимной проблемой каждому из участников общения. Диагностическое и лечебное взаимодействие не подразумевает столь интимного контакта, по крайней мере, не предусматривает в силу профессиональной направленности исповедание медицинского работника.
  6. Манипулятивное общение также как и примитивное направлено на извлечение выгоды от собеседника с использованием специальных приемов. В медицине известен способ, названный «ипохондризацией пациента». Суть его заключается в преподнесении заключения врача о состоянии здоровья пациента в русле явного преувеличивания тяжести обнаруженных расстройств. Целья такой манипулиции может быть: а)снижение ожиданий больного успеха лечения в связи с избеганием медицинским работником ответственности в случае неожиданного ухудшения здоровья пациента, б) демонстрация необходимости дополнительным квалифицированных воздействий со стороны медицинского работника с целью получения вознаграждения.

 

Врач и пациент общаются между собой вынуждено, потомучто причиной их общения является недуг пациента, а врач вынужден общаться в связи со своей профессией, чтобы оказать медицинскую помощь.

По некоторым данным пациенты ищут у врача следующие признаки: уважительность, внимательность по отношению к пациентам, любовь к профессии, доброта, вежливость, душевность. В.А.Ташлыков отметил, что пациенты с невротическими расстройствами в образ «идеального врача» включают качества в следующей последовательность по значимости: ум, увлеченность работой, внимательность и далее – чувство долга, терпеливость, чуткость, интуиция, серьезность, доброта, чувство юмора.

И самым важным для «идеального врача» пациент указывают эмпатию (сопереживание) и стиль общения. Согласно ожиданиям пациентов, предлагаются 4 типа врачей, составляющих альтернативные пары: «сопереживающий» или «эмоционально-нейтральный», «директивный» или «недирективный».

У врачей тоже есть понятие, которое должно удовлетворять их представления о взаимодействии с больным – это «идеальный пациент». Врачи считают важными следующие характеристики: малая осведомленность в медицинских вопросах, вера и отсутствие сомнений в силах и умениях лечащего врача, готовность беспрекословно выполнять назначения, умение кратко и четко излагать проблему и жалобы, отсутствие ипохондрии. Получается, что врач предпочитает директивный стиль взаимодействия с больным без лишних эмоций.

Существует понятие «биомедициской этики» которое включает в себя принципы:

а) автономии,

б) непричинения вреда,

в) благодеяния

г) справедливости.

Автономия – это самостоятельность и личная свобода, которой позволяет свободно выбирать и принимать решение. Выделяют семь основных аспектов автономии:

  • Уважение личности пациента
  • Оказание пациенту психологической поддержки в затруднительных ситуациях
  • Предоставление ему необходимой информации
  • Возможность выбора из альтернативных вариантов
  • Самостоятельность пациента в принятии решений
  • Возможность осуществления контроля за ходом исследования и лечения
  • Вовлеченность пациента в процесс оказания ему медицинской помощи

 

Еще существуют этические нормы, применяемые в медицине, к ним относятся: правдивость, приватность, конфиденциальность, лояльность и компетентность.